Работа копирайтером:
обучающие материалы

 Работа копирайтером: гарантии оплаты - безопасность сделок в интернете

Как и любому фрилансеру, копирайтеру приходится периодически сталкиваться с обратной стороной медали самостоятельного дела – риски, связанные с недобросовестностью некоторых заказчиков.

О рисках в бизнесе, как никто иной, знают реальные предприниматели, однако у них все же больше преимуществ при заключении сделки, поскольку в реальной жизни человек видит перед собой полную картину – как деловой партнер одет, какие у него присутствуют атрибуты, свидетельствующие о платежеспособности, как он общается, какие ставит перед собой приоритеты. В виртуальной жизни все намного сложней – копирайтер видит перед собой лишь окно программного мессенджера и делать те или иные выводы о человеке приходится, исходя из написанных фраз.

Любой более-менее опытный копирайтер хотя бы раз, но все же сталкивался с недобросовестностью заказчика, когда тот либо отказывался оплачивать работу, приводя пустые аргументы типа «мне не подходит», либо, приняв заказ, ушел по-английски – попросту исчез из контактов. Кстати, последнее случается гораздо чаще – не любят люди оправдывать свое несовершенство.

Работая с заказами через биржи копирайтинга, можно рассчитывать на некоторую защиту – так, для оплаты работы копирайтера денежные средства заказчика блокируются, также он обязан проверить работу в установленный срок. В случае просрочки проверки заказа, денежные средства перечисляются автоматически. Чтобы иметь право не оплачивать работу, заказчику придется привести серьезные доводы, если копирайтер обратится к администрации биржи за защитой своих прав.

Гораздо большему риску подвержена работа на тех же биржах копирайтинга, но не через механизм заказа с блокировкой средств заказчика, а через магазин статей – т.е., когда условия заказа обговариваются в личной переписке, и копирайтер публикует материал как готовые статьи для конкретного заказчика. В этом случае не требуется блокировка средств заказчика, да и конкретными сроками проверки заказа он не ограничен. Более того, единственная гарантия, что он выкупит статьи – только его собственная заинтересованность. Если же такой заказчик уйдет по-английски, не выкупив написанные под его требования статьи, все же выход есть – выставить эти статьи в свободную продажу, поскольку сохранена их уникальность. Единственной преградой здесь может стать узкоспециализированная тематика статей, напичканная техническими терминами для профессионалов. Придется выбирать – либо распрощаться с результатами труда, либо переводить их на понятный широкому кругу людей язык.

Еще один способ применения статьи, не оплаченной заказчиком, ушедшим по-английски – портфолио. Некоторые биржи копирайтинга требуют, чтобы в портфолио были выставлены только уникальные статьи. Однако в этом случае также вряд ли можно использовать статью на узкоспециализированную тематику с техническими терминами. Заказчики, которые захотят оценить труд копирайтера, просматривая портфолио, будут только раздражаться, не понимая, о чем пишет автор статьи.

Застраховаться от того, что заказчик может не выкупить статьи, сделанные по его заказу, довольно-таки сложно, поскольку на биржах существует запрет обмениваться контактными данными. Да и администрация биржи вряд ли чем-то сможет помочь, кроме как посоветовать работать через опцию заказов, где денежные средства заказчика блокируются на необходимую сумму. Потому, если объем материала большой, лучше всего заранее договариваться с заказчиком, чтобы он выкупал статьи по мере их написания. Например, копирайтер выкладывает одну-две статьи, заказчик их покупает, затем лишь копирайтер приступает к написанию материала далее.

В идеале, порядочный заказчик и сам должен быть в этом заинтересован, ведь он может пополнять счет биржи небольшими платежами, а также внести те или иные пожелания копирайтеру по результатам проверки уже купленного материала. В целом, выход в этом случае таков: не рисковать большими объемами текста.

При работе с заказчиком напрямую по Интернету риски копирайтера максимальны. В этом случае можно не только не получить заработанных денег, но также распрощаться с результатами труда. Отправив заказчику написанные по его заказу статьи по электронной почте и не получив оплату, эти статьи нельзя будет выставить на продажу, поскольку, скорее всего, в считанные часы после отправки они уже будут не уникальными.

Конечно же, работая с новым заказчиком напрямую, редко какой опытный копирайтер отправляет более одной написанной статьи, пока деловые отношения с заказчиком не обретут удовлетворяющую обоих схему. Но даже постоянные заказчики, которые, казалось бы, тщательно изучены на предмет порядочности и имеют длительную позитивную историю платежеспособности, могут уходить по-английски. И не всегда их судьба обрывается мистически – например, еще утром заказчик дал копирайтеру задание, а в обед, сразу же после разговора на Патриарших прудах с «чертовски-дивным» иностранцем, заказчик бросился бежать неведомо куда, но по трагической воле случая попал под трамвай, которым ему отрезало голову.

Некоторые заказчики работают по наработанной мошеннической схеме, которая направлена на приобретение качественного материала по более дешевой цене, чем та, за которую готов работать копирайтер. Рассмотрим пример такой схемы.

Заказчик предлагает сотрудничество с большими объемами работы - к примеру, 100 статей. Его интересует качество, он готов платить за СЕО-оптимизированный текст, потому соглашается на цену более-менее опытного копирайтера. При таких объемах, естественно, сдача материала происходит партиями, например, по 10 статей. Партию за партией заказчик благополучно оплачивает, формирует доверительное отношение к себе. А когда дело подходит уже к концу, этот заказчик, заявляя, мол, чего мелочиться, просит выслать на электронную почту за один раз последние 2 оставшиеся партии (т.е., 20 статей), но их уже не оплачивает. Естественно, уходит по-английски – в какие контакты ему не пиши, в ответ лишь – тишина. За счет такой мошеннической схемы заказчик серьезно снижает себестоимость одной статьи – так, если взять наш пример, 20 неоплаченных статей составляют 20% «вынужденной» скидки, а это серьезная экономия бюджета заказчика.

Помимо бирж копирайтинга, в Интернете немало интернет-сервисов, которые за определенную плату предоставляют услуги безопасности сделок в Интернете – начиная от специализированных фриланс-проектов типа «Сделка без риска» от известных сайтов и заканчивая сервисами общей направленности, которые посредничают в очень широком спектре интернет-сделок. Преимущество таких сервисов перед биржами копирайтинга – меньший процент от суммы сделки. Так, если комиссия бирж копирайтинга составляет, как минимум, 10%, то сервисы, гарантирующие безопасность интернет-сделок, могут работать даже за каких-то 3%.

«Сделка без риска» - сервис, который работает довольно-таки давно и выступает посредником между фрилансером и заказчиком за 7% от бюджета заказа. До начала работы заказчик должен зарезервировать деньги, которые передаются фрилансеру после принятия работы заказчиком. В случае возникновения разногласий система проводит арбитраж, выясняя кто прав, а кто - нет. Среди недостатков – сложная терминология и внутренние правила системы, неудобный интерфейс, длительная и громоздкая процедура доказательства своей правоты в спорных моментах.

Сайты, которые выступают финансовыми посредниками в интернет-сделках, – будь-то продажа текстовых документов, сайтов, доменов, аккаунтов к играм или сервисным аккаунтам - найти достаточно просто, введя в поисковик ключевую фразу «безопасность сделок в интернете». На сайте любого такого сервиса можно ознакомиться с условиями и схемами работы.

К сожалению, в случае неправильного подхода к заказчику с целью работать через сервисы, гарантирующие безопасность, этого заказчика можно потерять навсегда. Работать, например, с сервисом «Сделка без риска» от Free-lance.ru есть смысл, если заказчик уже имеет опыт работы с ним. В противном случае вряд ли он согласится, тем более, если заказ по его меркам небольшой. Зачем ему вникать в целый виртуальный мир со своими законами и сложным интерфейсом?

Как правило, у порядочных деловых людей, которые привыкли платить по счетам, на изучение новых сервисов со всеми их подводными камнями нет лишнего времени. Потому весьма мала вероятность того, что заказчик захочет работать и с прочими сервисами, гарантирующими безопасность интернет-сделок. Приняв решение снизить свои риски с помощью подобных сервисов, копирайтеру необходимо предлагать такую схему работы заказчику очень тонко и ненавязчиво, а сам интернет-сервис подобрать как можно проще – с интуитивно понятным интерфейсом, четкими и понятными условиями работы.

Крайне желательно для копирайтера, работая с заказчиком напрямую, просить предоплату за работу, как минимум, 30%. Процент предоплаты может повышаться по мере роста опыта и рейтинга на той или иной бирже копирайтинга. Конечно же, 30% не спасут, если заказчик уйдет по-английски, не оплатив оставшуюся часть работы, однако сам факт предоплаты может отсеять большинство недобросовестных заказчиков. Вряд ли найдутся деньги на предоплату у того, кто изначально не собирается платить за заказ.

Если предоплата – это гарантия от заказчика, справедливо, чтобы была и со стороны копирайтера гарантия. Это может быть рейтинг на той или иной бирже копирайтинга, портфолио, собственный блог, сайт или коммерческая персональная страничка в социальной сети, аттестат WebMoney и прочие вещи, которые свидетельствуют о том, что копирайтер дорожит наработанным статусом. Что он в той или иной интернет-среде всерьез и надолго.

Как копирайтеру наказать заказчика

Если заказчик принял статью, но не оплатил ее и ушел по-английски, можно опубликовать материал в портфолио на бирже копирайтинга, на своем сайте, блоге, микроблоге, ресурсе в соцмедиа или на каком-либо форуме. Подойдет любое место, которое проиндексируют поисковики. Конечно же, денег таким образом не получить, но ситуацию с уникальностью текста недобросовестному заказчику можно основательно испортить.

Биржа копирайтеров